Книга "Советский диафильм" 1962 года.

Розыск диафильмов, любимые художники и сказки, цифровые диафильмы, хранение, уход. И всё это обсуждается тут

Сообщения: 103
Зарегистрирован:
10 апр 2023, 18:29
Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 8 раз.
СообщениеДобавлено: 11 июл 2023, 23:36
Недавно попалась книга (в заголовке темы) на сайте Диафильмы.су выложена отсканированная и распознанная копия.
1353439778_1.jpg

Хочу поделится парой наблюдений:
Литература по диафильмам представлена в печати СССР хотя и широко, но однобоко;
при всех удачных моментах в обсуждении сюжетов и компоновки кадра очень напрягли мысли авторов (их коллектив) - цитата дана в конце поста;
в книге нет и намека на рассказ об Истории студии Диафильм (Москва) , эвакуации и т.п. - просто набор казённых штампов и цитат из других источников. Хотя название главы было многообещающее...

Хочу спросить: Мне одному кажется, что постоянное "Низвергание Идолов" начиная с ХХ съезда пагубно действует на всю нашу жизнь? В частности - на качество пленки и её наполнение...- тут я про современные "На Париж!" , "Матильда" и прочее...непечатное слово.
По собственной коллекции из 2500 диафильмов выделяю три периода:
1 эпоха расцвета - 40-50-60-е гг (много действительно качественных на хорошей пленке , оригинальных сюжетов);
2 эпоха застоя - 60-70-80-е гг (редко встретишь оригинальные новые, больше копии предыдущих с низким качеством);
3 эпоха упадка - 80-90-е гг (в основном копии, введение Фуджи, переиздание на ОРВО , много откровенно "странных" сюжетов со спорной картинкой - кукольные, абстрактные, и откровенно безобразные рисунки, когда даже качественная пленка и обилие ярких красок не спасает. А есть вообще явная кустарщина и любительский бред).

Поделитесь своими наблюдениями?
.....…......................
Цитата:
"...Наш зритель знает, как часто диафильмы публицистического или научно-популярного жанра начинались с объемистого «титра-кирпича», содержащего цитату из сталинских сочинений, причем цитата далеко не всегда помогала раскрытию темы. Порой она приводилась в качестве догматического положения в ущерб действительно нужной цитате (или ее пересказу) из трудов авторитетных в данной области ученых, в ущерб высказываниям классиков марксизма-ленинизма или же взамен интересных и важных соображений, принадлежащих видным деятелям партии — ленинцам, ссылаться на которых, говоря канцелярским языком, «не представлялось возможным».

Притягивание цитат, стремление загородиться цитатой, боязнь отойти от текста узаконенного документа — все это было серьезной болезнью диафильмов, которая влекла за собой ряд последствий. Из них более или менее обычными были разного рода штампы и газетный язык (а газетный язык того периода отличался сухостью, казенщиной в силу гипертрофированной до предела осторожности).

Культ личности Сталина породил еще одно явление, наложившее свой отпечаток на диафильмы, — это своеобразная идиосинкразия к вопросам художественной формы. Понятие социалистического реализма крайне сузилось. В формалисты были зачислены такие мастера живописи, графики и скульптуры, как В. Фаворский, О. Голубкина, П. Кузнецов, В. Горяев. К формалистским вывертам были отнесены такие крупные достижения культуры, как искусство французских импрессионистов, театр В. Мейерхольда, музыка С. Прокофьева.

Студия «Диафильм» в пятидесятых годах сумела создать ряд новых видов диапозитивных фильмов, в частности — искусствоведческие. Однако многие вопросы искусства освещались односторонне. Советская живопись и графика не находили должного отражения в диафильмах.

Около 90 процентов в тематике изобразительного искусства занимали тогда диафильмы о передвижниках. Диафильмы-биографии, монографии, обзорные диафильмы издавались и переиздавались из года в год. Это, конечно, хорошо. Но как ни значительна роль передвижников в истории русского искусства, однако это далеко не вся история изобразительного искусства. Суженный тематический охват создавал волей или неволей у зрителя диафильмов обедненное представление о богатствах советского, классического русского и мирового искусства.

Решения партии, принятые на XX и XXII съездах, оказали могучее, благотворное влияние на развитие советской культуры, предопределили тот значительный взлет в искусстве, не видеть который может разве только человек с врожденным дефектом зрения.

В диафильме также произошло несомненное оживление и высвобождение творческих возможностей..."
:))) :unknown:
Цитата
Аватара пользователя
Администратор
Сообщения: 568
Зарегистрирован:
01 мар 2012, 01:39
Откуда: Новосибирск Благодарил (а): 14 раз. Поблагодарили: 74 раз.
СообщениеДобавлено: 20 сен 2023, 23:55
По моему опыту я бы не сказал, что в 60е-70е годы печатали на хорошей, качественной плёнке, а в 80е на плохой и с низким качеством.
Скорее наоборот. Если говорить про наши плёнки Свема или Тасма, то большинство диафильмов 60х-70х годов имеют плохую цветовую сохранность. В большинстве своём они красно-коричневые. Диафильмы из 80х в большинстве своём попадаются с хорошо сохранившимися цветами.
Тут я не рассматриваю количество и оригинальность сюжетов. А именно сохранность цветов.
С 90ми согласен. После развала СССР появилось много кооперативов и небольших объединений. Картинки и сюжеты на многих диафильмах от таких организаций из начала 90х, действительно, весьма странные.
Цитата

Вернуться в Всё о диафильмах и слайдах

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1